Шри-Ланка — это не просто тропический рай с белоснежными пляжами и зелеными чайными плантациями, но и уникальная страна, где каждый уголок наполнен жизнью и движением.
Путешествие по этому острову не будет полным без знакомства с его разнообразными транспортными средствами, которые предлагают не только удобство, но и захватывающие впечатления.
Такси, автобусы, тук-туки и поезда — каждый из этих способов передвижения открывает свои двери в мир ярких эмоций и незабываемых встреч. По данным Всемирной организации туризма, более 2 миллионов туристов ежегодно выбирают Шри-Ланку, и каждый из них находит свой идеальный способ исследовать этот волшебный уголок планеты. Приготовьтесь погрузиться в увлекательное путешествие по транспортной системе острова, где каждый маршрут становится частью вашей уникальной истории!
Всего видов общественного транспорта на острове Шри-Ланка всего четыре: поезд, автобус, такси и национальный вид транспорта Юго-Восточной Азии тук-тук, или по-простому: моторикша.
Поезда на Шри-Ланке
Начало железнодорожного движения на Шри-Ланке положили англичане в середине 19 века, когда остров еще именовался Цейлоном. Триггером послужила необходимость транспортировки кофе, плантации которого были расположены в центре острова. Да, еще 150 лет тому назад в этих местах не выращивали чай, который считается в настоящее время визитной карточкой острова. Англичане в 19-м веке культивировали именно кофе. Однако плантации постигло бедствие: гриб-паразит с труднопроизносимым названием в короткие сроки уничтожил кофейные деревья и в 1867 году здесь были посажены первые ростки чая из Индии сорта Ассам.
Поездка на поездах Шри-Ланки — это не просто перемещение из точки А в точку Б. Это настоящее приключение, знакомство с колониальным прошлым острова и наслаждение окружающей природой.
Железнодорожные вагоны на Шри-Ланке не отличаются новизной. Большинство из пассажирских составов выходцы из середины прошлого столетия, а многие станции построены ещё на рубеже 19-го и 20-го века.
Вагоны поездов Шри-Ланки по уровню комфорта подразделяются на 3 класса, причем третий и второй мало чем отличаются друг от друга.
Жители острова в своем большинстве небогаты, а посему наиболее востребованный в народе третий класс вагонов. Внутренним убранством они чем-то напоминают дизель-поезда России, или Беларуси 90-х годов, но с учетом местного климата. Несмотря на жару кондиционеров нет, на потолке вагонов прикручены вентиляторы, которые даже иногда работают. Сиденья расположены по типу отечественных электричек. В вагонах третьего класса довольно грязно, окна и двери в тамбуре обычно открыты, народу в часы пик масса.
Второй класс поездов на Шри-Ланке существует для пассажиров побогаче, но даже при этом стоимость проезда не превышает полтора американских доллара за 100 километров пути. Отличаются такие вагоны мягкими откидывающимися сидениями, имеющими не общую лавочку, а отдельное место для каждого пассажира. Во всём остальном поезда второго класса комфорта ничем не отличаются от третьего.
Первый класс гораздо удобнее и современнее, чем два предыдущих. Здесь мягкие, откидывающиеся сидения, либо спальные вагоны для больших расстояний. Предусмотрены розетки, кондиционеры, open-кнопки на дверях в тамбур. В вагонах поездов первого класса путешествует достаточно презентабельная публика. Здесь чисто и вполне приятно находиться во время поездки.
Путешественники впервые собирающиеся воспользоваться железнодорожным транспортом Шри-Ланки должны знать, что вагоны здесь подразделяются не только на классы, но и на возможность резервации (бронирования) мест.
Вагоны с резервацией мест бывают во всех классах комфорта: от первого до третьего. Важно знать, что приобретать билеты с резервацией лучше заранее, ибо в таком случае Вам гарантируется сидячее место. Сами билеты в вагоны с резервацией стоят ощутимо дороже обычных, однако учитывая невысокую стоимость проезда такой факт не сможет ударить по бюджету путешественника.
Автобусы на Шри-Ланке
Как только разговор заходит об автобусах на Шри-Ланке почти все вспоминают Crazy Bus, то есть «сумасшедший (безумный) автобус». Это примерно, как иностранцы в диалоге о России перечисляют первое, что попадается им на ум: балалайка, медведь, водка…
На самом деле автобусы на Шри-Ланке как общественный транспорт бывают двух видов принадлежности: муниципальные и коммерческие. Парк государственных автобусов довольно стар, узнать их можно по характерному темно-красному цвету. Салон таких автобусов отдаленно напоминает отечественную технику, перевозившую людей в России и Беларуси в 80-х годах прошлого столетия, то есть еще во времена СССР. С одной поправкой: наши автобусы были гораздо просторнее и вместительнее.
В муниципальных автобусах Шри-Ланки нет кондиционеров, и они часто бывают переполнены. Несмотря на низкий уровень комфорта местные жители предпочитают передвигаться именно на государственном транспорте, причём даже не из-за низкой цены, а благодаря расписанию их движения, которое стараются соблюдать водители.
Коммерческие автобусы на острове Шри-Ланка, в число которых входят те самые «Crazy Bus» зачастую более современные, многие оборудованы кондиционерами. При этом такие автобусы не имеют постоянного расписания и отправляются по маршруту по мере наполнения салона пассажирами.
Кроме принадлежности автобусы на острове делятся по признаку комфортабельности. Всего их четыре: N (обычный), S (полукомфортабельный), A/C (комфортабельный с кондиционером) и верх ланкийской роскоши: XL (суперкомфортабельные). Эти обозначения (буквы) указываются на табличке с номером маршрута автобуса, а их оформление имеет определенный цвет, соответствующий уровню комфортабельности.
«Crazy Bus» на Шри-Ланке легко отличить от всех остальных автобусов по заводской аэрографии. У них на самом деле впечатляющий внешний вид, а манера вождения полностью соответствует его названию.
Во многих автобусах во время поездки довольно громко играет ланкийская музыка и, если Вы не ее поклонник (что не удивительно) лучше запастись наушниками и плейлистом в полностью заряженном смартфоне.
Автобусное сообщение на Шри-Ланке хорошо развито и попасть из одного населенного пункта в любой иной на острове можно в течении дня, но при этом могут понадобится пересадки. Узнать о том, как лучше добраться до нужной локации можно у местных жителей (при этом лучше интересоваться у нескольких, а затем сложить воедино полученные сведения), или в специальных информационных окошках на автостанциях крупных городов. В крайнем случае с вопросом о маршруте можно обратиться к кондуктору автобуса.
Билеты на проезд в 99% случаев можно приобрести только у кондуктора, который работает в каждом автобусе. На отдельные направления, как правило длинные билеты при желании приобретаются заранее в кассах автобусных станций.
Стоимость проезда в автобусах на Шри-Ланке очень низкая с точки зрения жителей Беларуси и России. Цена напрямую зависит от расстояния и от уровня комфортабельности транспортного средства. Ориентировочно: стоимость поездки в автобусах типа S в полтора раза выше, чем в обычном, в A/C в два раза, а суперкомфортабельный обойдется в 3 раза дороже обычного.
Цены за километр пути иногда меняются, но не сильно. Приведем пример цены одного билета на автобус обычного типа, следующий по популярному маршруту Коломбо — Матара. Расстояние между городами составляет 134 километра и на момент публикации данного материала цена билета от начальной точки маршрута до конечной составляла 238 ланкийских рупий, что примерно тождественно 83 российским рублям.
Общественный транспорт на Шри-Ланке — это не просто способ передвижения, а целая культура, полная ярких впечатлений и удивительных открытий. Путешествуя на поездах, Вы сможете насладиться захватывающими видами горных пейзажей и рисовых полей, в то время как автобусы перенесут Вас в сердце местной жизни, где каждый маршрут — это уникальная история. Вы увидите, как местные жители общаются, смеются и делятся своими переживаниями, что создаёт особую атмосферу дружелюбия и тепла. Помните, что каждое путешествие — это возможность не только увидеть новые места, но и погрузиться в культуру, ощутить ритм жизни страны. Не упустите шанс испытать это на себе! Делитесь своими впечатлениями в комментариях, расскажите о своих приключениях и вдохновите других открыть для себя этот удивительный уголок мира.
В следующем материале мы расскажем о таких видах общественного транспорта острова Шри-Ланка, как такси и тук-тук.